?

Log in

No account? Create an account

On the way to global optima.

Практики


Previous Entry Share Next Entry
Хватит ли 10 тысяч часов практики, чтобы достичь мастерства?
belique
Малкольм Гладуэл в своей замечательной книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал знаменитое правило «10 000 часов практики» для достижения мастерства.  Краткое описание тут.
На основе исследований и подсчетов примеров Битлз, Била Гейтса и других, автор сформулировал закономерность, что если хочется добиться успеха в чем-то, нужно потратить 10 тысяч часов времени на тренировку мастерства.  С 2009 года книга разошлась по миру огромными тиражами и была переведена на многие языки.  Автор с тех пор написал еще несколько интересных книг.
Внезапно, после долгих лет молчания отозвался один из авторов оригинального исследования, которое стало отправной точкой в изыскания Гладуэла.  В своей книге он приводит несколько деталей статистики исследования прогресса виолончелистов, которых упоминает Гладуэл.  Основные идеи просты:

  1. Средний возраст подоптных музыкантов 18 лет, Гладуэл экстраполировал данные до 20 летнего возраста и привел число 10 000 для «красоты».  Музыканты играли хорошо, но до уровня гениев им было далеко.  Так пианисты, которые играют на уровне лауреатов международных конкурсов имеют средний возраст около 30 лет и около 25-27 тысяч часов практики за плечами.

  2. Данные варьируются от области к области.  Рекордсмен по запоминаню Стив Фелон потратил около 200 часов для своего достижения.  Сейчас же, 30 лет спустя, совершенствовались методики тренировки и абсолютный рекорд на несколько порядков больше первоначалього.  И тем не менее, рекордсмены практиковались меньше 10 тысяч часов.

  3. 10 000 — это среднее число среди исследованных виолончеслистов (всего их было 10).  Половина из них не обладает таким показателем.  Гладуэл не обратил на это внимание.

  4. Гладуэл не проводит различия между тренируемыми дисциплинами.  Один из ключевых примеров про Битлов затрагивает ранние гастроли группы в Германии, где по его подсчетам, те сыграли как раз нужные 10 тысяч часов. Автор биографии битлов Макр Левисон насчитал «всего лишь» 1 100 часов.  Очевидно, что на популярность группы повлияла не только их концертная деятельность в качестве артистов, но и то, какие песни они играли.  И тут большое значение имеют фронтмены группы Ленон и Маккартни, которые писали тексты.  Сколько времени они потратили на творчество знает только. . . да никто наверное не знает.  То есть нужно смотреть очень широко вокруг, чтобы разобраться в причинах популярности Битлов.

Недавно ailev сформулировал черновик материала, который необходимо освоить, для преодоления метанойи системного мышления — отличный пример того насколько разнообразен тренинг, как тут посчитаешь общее затраченное время, когда кругом одни системы, успевай только отмахиваться?!
Во всей этой истории очевидно только то, что «дорогу осилит идущий» и чтобы быстро дойти, нужно выбрать ту, которая по силам. Так же понятно, что пути известны только в случаях, когда по ним прошлись несколько сотен человек до тебя и если идешь там, где никто не ходил, то и дороги никто не знает.